В самые первые теплые дни весны, в конце апреля, компания Volkswagen пригласила представителей журналистского сообщества на подмосковную территорию Ильинского для открытия нового сезона проекта Off-road Experience — мероприятия, специально разработанного для того, чтобы разрушить существующие стереотипы о предназначении внедорожников Touareg и Tiguan, обвиняемых лишь в городской эксплуатации.
В конце апреля, когда весна только начинает вступать в свои права, Volkswagen пригласила журналистов приехать в подмосковное Ильинское на старт очередного сезона программы Off-road Experience. В рамках этого события демонстрируются возможности двух моделей внедорожников Volkswagen — Touareg и Tiguan. Выбор времени для проведения тестов был особенно удачным — полевые испытания проходили по трассам, пролегающим через леса, поля и овраги: снег полностью растаял, а земля промокла и стала очень скользкой. Именно это создало оптимальные условия для проверки немецкой техники в реалиях российского бездорожья, где липкая грязь и пересеченная местность — наиболее подходящая среда для испытаний.
Здесь, на тестовом полигоне Volkswagen в Ильинском, заезды осуществляются с использованием VW Touareg, оснащенного дизельным мотором объемом 2,5 литра мощностью 174 лошадиные силы и шестиступенчатой автоматической коробкой передач. Среди тестовых автомобилей Tiguan — дизельный двигатель объемом 2 литра и отдачей в 140 сил, а также автоматическая коробка передач, которая справляется с передачей крутящего момента. Для испытаний подготовлено 12 автомобилей: восемь ‘Туарегов’ и четыре ‘Тигуана’.
Особое внимание уделяется технике безопасности и подготовке водителей: все участники мероприятия проходят краткий инструктаж по правильной эксплуатации внедорожных режимов и особенностям автомобиля в сложных условиях. Кроме того, на трассах установлены специальные отметки и информационные знаки, чтобы участники могли лучше понять возможности своих авто и научиться максимально эффективно преодолевать препятствия.
Подобные тестовые мероприятия на территории России проводятся уже в четвертый раз, но ранее в программе участвовали только внедорожные версии Touareg. В этом году, в новом сезоне, формат расширен — теперь в испытаниях могут принять участие и кроссоверы Tiguan, которые начали собираться на заводе в Калуге с середины 2008 года. Такой шаг позволяет показать адаптивность моделей для различных условий эксплуатации и подчеркнуть их универсальность как в городских, так и в внедорожных условиях.
Бездорожье Volkswagen
Однако, несмотря на расширение возможностей, главным асом семейства Volkswagen по-прежнему остается модель ‘Туарег’. Ей подвластны самые сложные участки — от склонистых склонов и гравийных колей, прорезанных лесными ‘шишигами’, до речных бродов. На полигоне в Ильинском специально построена полноценная off-road трасса, которая по характеру напоминает один из этапов ‘Ладога-Трофи’.
Перед началом прохождения реальных рек, болот и ухабов участникам необходимо пройти инструктаж и пройти обучение на специально подготовленных искусственных препятствиях. Это позволяет оценить геометрическую проходимость автомобиля и работу внедорожной электроники. В ходе обучения инструктор рассказывает, как правильно использовать переключатель режимов трансмиссии, включать пониженный ряд, активировать межосевую блокировку, дифференциалы и правильно настроить пневмоподвеску при движении по бездорожью. После изучения всех нюансов участники приступают к преодолению первых созданных искусственно препятствий. Перед стартом на трассу обязательно включают пониженный ряд трансмиссии — и тогда ‘Туарег’ начинает ползти по рельефу, что рекомендуется для относительно сложных участков, таких как бетонные ‘кочки’ и наклонные участки под 34 градуса. Еще одна проверка — бетонная рампа с подъемом и спуском под 30 градусов. В паспортных данных у этого внедорожника заявлена способность преодолевать уклоны до 45 градусов, однако для безопасности и сохранения техники организаторы ограничили нагрузки — инструктору было предоставлено объяснить особенности езды по наклонам на более умеренных участках.
Главным правилом при движении по скользкому уклону является избегать маневров и движения под углом — поскольку сцепление шин с грунтом в продольной оси значительно выше, нежели в поперечной. На подъеме желательно выбрать вторую передачу, чтобы снизить крутящий момент колес, и стартовать с разгона, чтобы использовать инерцию автомобиля для преодоления наклона.
Hill-Starting Assistant в помощь
Закончив с искусственными препятствиями, подготовленными специалистами Volkswagen специально для проверки возможностей ‘Туарега’, участники отправились на реальную бездорожье трассу, которая должна испытать технику в условиях, максимально приближенных к настоящему полю. Хотя полностью можно ли считать этот эксперимент объективным, спорить сложно — все подготовительные работы, несмотря на профессиональную работу монтажной команды, направлены на создание максимально сложных условий, чтобы драйв оказался впечатляющим. В конце концов, основная цель — эмоции и переживания.
Поездка по трассе оказалась экстремальной и драматичной: уже на старте внедорожник погрузился в глубокую колею, расположенную в низинной части маршрута, а защиту двигателя и трансмиссии попали под удары камней. Но благодаря 300-миллиметровому клиренсу, который можно увеличить за счет пневмоподвески, ‘Туарег’ успешно избежал посадки ‘на брюхо’. Пневмоподвеска оснащена тремя режимами: городской (клиренс 163 мм), режим для бездорожья (высота 240 мм) и максимально возможный подъезд (300 мм). В последнем режиме подвеска почти не работает в амортизации, поэтому его используют только для специальных ситуаций, связанных с преодолением сложных препятствий. Важно отметить, что при максимальной высоте допускается движение со скоростью не выше 22 км/ч; при попытке разогнаться выше, автомобиль сам опустится в промежуточное положение, чтобы обеспечить безопасность.
Проехав по трассе, насыпанной специалистами Volkswagen, мы убедились, что поездка стала максимально насыщенной событиями. На крутом подъеме инструктор показал, как работает система Hill-Starting Assistant (HSA). Она помогает удержать автомобиль при подъеме — достаточно отпустить педаль газа, и система автоматически затормозит машину, предотвращая скатывание назад. После этого, при возобновлении движения, внедорожник уверенно побеждает подъем, плавно и без пробуксовки.
Дополнительно стоит отметить, что система Hill-Starting Assistant активно использует датчики углов наклона кузова и положения педалей, что обеспечивает правильное срабатывание в любых условиях. Это значительно повышает безопасность и комфорт водителя, особенно при сложных подъемах и спусках, когда важно быстро реагировать и избегать случайных срывов. Кроме того, такая система помогает новичкам чувствовать себя увереннее на бездорожье, снимая необходимость контролировать тормоз и сцепление в экстремальных ситуациях.
‘Водные процедуры’
Спускать с горы на ‘Туареге’ намного проще: нужно лишь правильно поставить автомобиль, включить режим для спуска — и электроника управит движением, снижая скорость до 5-6 км/ч, без участия водителя. Однако, если при спуске нажать любую педаль, автоматическая система отключится, и управлять машиной придется вручную. А это под силу только подготовленному водителю, поскольку контроль на крутом склоне требует аккуратности и опыта.
На практике, даже с электронными помощниками, справляться с этим упражнением не так просто: реальное положение вещей — скользкий, крутой склон, который упирается в низ оврага, и управление автомобилем вызывает тревогу. Когда ABS включается, автомобиль стремительно движется вниз, а скорость в 5-6 км/ч кажется чрезмерной для такого наклона. Тем не менее, инженеры Volkswagen тщательно работают над доводкой систем и делают всё возможное, чтобы автомобиль без проблем спустился вниз, а водитель успел затормозить у речки — финального препятствия перед лагерем. Важно соблюдать осторожность и не торопиться при преодолении таких участков.
Преодоление водного брода — еще один вызов. Для автомобиля стоимостью около двух миллионов рублей — это вовсе не проблема. Дно речки было неоднократно проверено, поэтому ‘Туарег’ легко прошел через воду, не застряв в глине. Блокировки межосевого дифференциала и дифференциала задней оси по необходимости включать не пришлось, так как внедорожный потенциал достаточен и без этого. Но при этом важно помнить несколько необходимых правил: глубина воды не должна превышать 580 мм, чтобы избежать затопления салона и гидроудара. Кроме того, стоит избегать сильных волн и огромных потоков, чтобы не залить капот и не попасть под гидроудар — важнейшие моменты при форсировании водных препятствий.
Младший брат
Маленький VW Tiguan преодолел тестовую трассу значительно проще: тут не было глубоких бродов и сложных условий. Он — кроссовер, и по сути, предназначен для городской эксплуатации, хотя и способен показывать хорошие результаты и на бездорожье — если оно не слишком глубокое и не превышает 200 мм клиренса.
Диагональное вывешивание для этого автомобиля — не проблема: благодаря системе противобуксовки, зафиксированное в воздухе колесо мгновенно тормозится, а крутящий момент передается остальным, находящимся на земле. В результате, несмотря на ‘паркетное’ предназначение, ‘Тигуан’ без особых усилий продолжает покорять бетонные препятствия, разработанные специалистами компании Volkswagen, и демонстрировать характер внедорожника. Благодаря наличию пакета Off-road в комплектации Track and Field, владелец может активировать в салоне внедорожный режим, который корректирует работу систем ESP, ABS, коробки передач и педали газа, делая управление более точным и адаптированным к условиям сложного бездорожья.
Тигуан не опасается ни диагональной вывески, ни грязных проселочных дорог
На мокрой и ухабистой трассе этот режим действительно проявляет свои возможности — несмотря на то, что на всех тестируемых ‘Тигуанов’ установлен 140-сильный дизель с активированным алгоритмом Off-Road, реакция двигателя на нажатие педали акселератора кажется довольно резкой. Максимальный крутящий момент в 320 Нм достигается уже при 1750 оборотах в минуту, что вызывает определенную динамическую особенность в поведении машины.
Однако, несмотря на впечатляющие технические возможности, ‘Тигуан’ все же остается более подходящим для езды по твердым дорогам, чем по грязи и глубоким колеям. Его полный привод и фирменная управляемость, сочетающаяся с отличной динамикой, лучше использовать для дальних путешествий по российским трассам — зачастую в весьма плачевным состоянием, что зачастую по сложности сравнимо с труднопроходимой природой в Европе. И всё же, это уже отдельная история…
Первый внедорожник ‘Туарегом’
Тем не менее, внедорожные качества автомобилей Volkswagen внушают уважение, даже если речь идет о специально подготовленных маршрутах. Особенно это касается ‘Туарега’ — даже в базовой комплектации и при использовании универсальных колес для бездорожья он способен справляться практически с большинством препятствий. Более того, эта модель побывала в нескольких серьезных экспедициях, включая одну кругосветную, и все приключения закончились успешно, без серьезных поломок. Но возникает вопрос: зачем компании ‘Фольксваген’ понадобилась машина, столь отлично подготовленная к езде по бездорожью? Ведь в Германии и США настоящую грязь найти сложно — она есть, конечно, но только в заранее подготовленных местах, на специально оборудованных трассах. Почему же тогда были оправданы расходы на создание автомобиля, предназначенного для «виртуальных» внедорожных условий, когда большинство кроссоверов прекрасно продаются и без такой доработки? У нас есть своя версия ответа на этот вопрос. Всё просто — Touareg стал первой моделью Volkswagen в этом сегменте, и инженеры из Германии очень стремились показать, что умеют создавать крупные и надежные полноприводные автомобили. И как следствие — из ‘Туарега’ вышел настоящий внедорожник: возможно, чуть перестаравшись, но тем не менее достойный внимания.
Качество и комфорт внутри салона
При выборе автомобиля особое значение приобретает качество отделочных материалов и оборудование салона. Используемые ткани и кожа должны иметь сертификаты экологической безопасности, а их износостойкость подтверждается результатами лабораторных тестов.
Обивка кресел выполнена из материалов, способных сохранять внешний вид после многократных чисток и интенсивной эксплуатации. Обратите внимание на наличие структурных усилений и качество швов – это гарантирует долговечность и сохранение формы сидений.
Панелі управления и кнопки выполнены из матовых или гладких пластиков высокого качества, устойчивых к механическим повреждениям и выгоранию под воздействием солнечных лучей. Внутренние осветительные приборы обеспечивают равномерное освещение без мерцаний и слабого свечения.
Автомобиль оборудован системой кондиционирования, где фильтры имеют сертификаты соответствия и способны эффективно очищать воздух. Уровень шума в салоне, измеренный на профессиональных стендах, не превышает допустимых показателей: это создает приятную атмосферу и способствует сосредоточенности на дороге.
Расширенная комплектация включает системы вентиляции и подогрева, позволяющие регулировать микроклимат независимо для водителя и пассажиров. Опоры для головы и регулировки по высоте обеспечивают точную посадку, уменьшающую утомляемость при длительных поездках.
Техническое оснащение включает качественные мультимедийные системы, дисплеи с высокой разрешающей способностью и хорошую видимость под разными углами. Элементы управления расположены удобно, снижая нагрузку на водителя во время движения.
Экологические характеристики и расход топлива
Современные транспортные средства, использующиеся в сельских аналогах, отличаются высоким уровнем экологической чистоты благодаря наличию систем фильтрации выхлопных газов и использованию альтернативных источников энергии. Средний расход топлива таких машин составляет 8–12 литров на 100 км, что??ет выбросы углекислого газа.
Для снижения экологического воздействия рекомендуется применять двигатели с более высоким уровнем класса экологической совместимости (например, Евро-5 и Евро-6). Это обеспечивает уменьшение содержания твердых частиц и оксидов азота в выхлопных газах, что способствует улучшению состояния окружающей среды.
Объем топливных баков у моделей с повышенной экологической ответственностью варьируется от 50 до 80 литров, что предполагает дальность пробега без дозаправки до 600 км при оптимальных условиях эксплуатации. Использование сжиженного газа или электроэнергии позволяет дополнительно снизить показатели выбросов и снизить расход топлива на 15–20% по сравнению с традиционными бензиновыми агрегатами.
Рекомендуется регулярное техническое обслуживание систем впрыска топлива и очистки катализаторов. Это обеспечивает не только экономию расхода топлива, но и предотвращает превышение нормативов по вредным выбросам.
При планировании эксплуатации рекомендуется учитывать нагрузку агрегатов и избегать перегрузок, так как лишняя нагрузка ведет к увеличению расхода топлива на 10–15% и повышению уровня токсичных веществ в выбросах.
- Используйте оптимальную скорость движения, избегайте резких разгонов и торможений для снижения расхода топлива.
- Проведение профилактических ремонтов системы зажигания и топливной аппаратуры способствует более чистой работе двигателя.
- Внедрение систем автоматического управления клиренсом помогает снижать потребление топлива при движении по неровным поверхностям.
История развития моделей Туарег и Тигуан
Первое поколение Volkswagen Туарег было дебютировано в 2002 году на международной автомобильной выставке в Детройте. Эта модель основана на платформе тех же комплектующих, что и Porsche Cayenne и Audi Q7, что обеспечило высокие стандарты комфорта и динамики. Ключевыми особенностями стали внедорожные возможности и продвинутые системами полного привода Haldex. За первые два года объем продаж превысил 50 тысяч единиц, что укрепило позиции модели на европейском и американском рынках.
В 2010 году появился рестайлинг, включающий обновленную переднюю и заднюю оптику, улучшенные материалы интерьера и модернизированные моторы. В этот период появилась версия с 3,0-литровым дизельным двигателем PowerTech и бензиновым V6 более экологичных характеристик. Вдобавок расширилась линейка систем помощи водителю, в том числе адаптивный круиз-контроль и системы предотвращения столкновений.
В 2018 году началось производство второго поколения Туарег, полностью построенного на новой платформе MLB. Обновленная модель получила меньший вес из-за использования легких сплавов и новых композитных материалов. В этом же году были представлены версии с бензиновыми твинтурбочетырехцилиндровыми моторами и дизельным двигателем мощностью свыше 240 л.с., что привлекло потребителей, ищущих баланс между динамикой и экономичностью. Наряду с этим, внедрены новые ассистенты по снижению утомляемости и системы мультимедийного управления.
Что касается модели Тигуан, ее история началась в 2007 году, когда Volkswagen выпустил компактный кроссовер, базирующийся на платформе PQ35. Вначале он ориентировался на рынок Европы, предлагая экономичные и городские решения. В 2011 году произошёл первый крупный фейслифтинг с модернизацией интерьера, повышением уровня безопасности и расширением комплектаций. В 2016 году появилась версия с более агрессивным дизайном и удлиненной колесной базой, предназначенная для российского автосервиса.
Ключевым этапом развития Тигуана стал выход в 2019 году третьего поколения, выполненного на платформе MQB. В новой модели использованы более легкие материалы, а конструкция кузова соответствует стандартам Евро 6. Внедрение систем помощи при вождении, опций мультимедийных комплексов и режимов движения позволили повысить комфорт и безопасность. Модель получила широчайший диапазон моторов – от 1,4-литрового турбированного до 2,0-литрового TSI с множеством вариантов настроек мощности.
В автомобилях 2023 года интегрированы навигационные системы, использующие спутниковые технологии GNSS, включая GPS, ГЛОНАСС и BeiDou. Эти платформы обеспечивают высокоточную геолокацию, позволяющую корректировать маршруты даже в условиях плотной застройки и слабого сигнала.
Для повышения точности используются коррективные сигналы, такие как RTK и DGPS, что сокращает погрешность позиционирования до нескольких сантиметров. В дополнение применяются базы данных о дорожной ситуации в реальном времени, что помогает избегать заторов и реконструкций.
Интеллектуальные мультимедийные системы сочетают мультимедиа-компоненты с поддержкой протоколов Apple CarPlay и Android Auto. Интеграция с смартфонами обеспечивает быстрый доступ к навигации, музыке и сообщениям, минимизируя отвлекающие факторы во время движения.
Многие современные мультимедийные платформы используют искусственный интеллект для анализа предпочтений водителя и автоматической настройки информационно-развлекательных функций. Также реализованы расширенные интерфейсы с голосовыми ассистентами, способными отвечать на вопросы и выполнять команды без необходимости отвлекаться.
Важным аспектом является совместимость систем с системами помощи водителю (ADAS), включая камеры, радары и датчики для окружения. Интеграция этих данных позволяет формировать карты окружающей среды и своевременно предупреждать о возможных опасностях, оптимизируя маршруты.