Обсуждение этого вопроса нередко превращается в хитрую ловушку на тематической телевикторине, особенно касающейся автопрома. Правда ли, что ВАЗ-2108 считается первым советским автомобилем с передним приводом и первым хэтчбеком в стране? Если вы ответили «да» на оба вопроса, будьте уверены — ошибаетесь. Формально, первым отечественным автомобилем с передним приводом считается модель ЛуАЗ-969, а титул первого советского хэтчбека принадлежит Иж-2125 «Комби».

Для этого допуска и современной трактовки понятия хэтчбек — как автомобиля с грузопассажирским кузовом, с доступом к багажнику через наклонную застекленную дверь — спорить не стоит. Правда, среди любителей классификации существует те, кто определяет тип кузова не по его функциональному предназначению, а по форме задней двери. Такие эксперты зачастую называют «Комби» не классическим хэтчбеком, а лифтбеком или даже нотчбеком.

Отложим эти дискуссии. В любом случае, прежде появления модели Иж-2125 «Комби» на советском рынке не существовало настолько оригинального и одновременно практичного автомобиля. Почему же, несмотря на очевидные преимущества, хорошие технические параметры и привлекательный дизайн, «Комби» так и не стал популярным среди широкой публики? За почти четверть века было выпущено всего 414 186 лифтбэков на ижевском конвейере. Попытаемся разобраться в причинах этого сложного положения.

Двойной удар

Двойной удар

Промышленное развитие СССР зачастую связывают с запуском производства на Волжском автозаводе. Однако еще до того, как в 1966 году, по контракту с FIAT, появились первые сообщения и подписи, в Ижевске началось строительство другого крупного предприятия по сборке автомобилей. Причиной, из-за которой Иж-Авто не получил широкой известности, стало слабое освещение его деятельности. Во-первых, в столице Удмуртии планировали выпускать не адаптированную иностранную машину — как на ВАЗе, — а модели отечественной марки «Москвич». Объемы производства были скромнее, чем в Тольятти. Но, что важно, в средствах массовой информации мало кто интересовался настоящими планами руководства предприятия. Производство в Ижевске разворачивали на мощностях «Ижмаша», который входил в структуру министерства обороны.

Конечно, цеха, ранее занимавшиеся изготовлением автоматов Калашникова, не могли быть переоборудованы под выпуск легковых автомобилей — для этого предприятия создали с нуля и с применением западных технологий. За разработку и оснащение отвечала французская фирма Renault. Интересно, что еще до начала серийного производства «Москвичей» в Ижевске появилось собственное конструкторское бюро с амбициями и творческими замыслами.

Агенты ГКБ-88

Агенты ГКБ-88

1960-е — эпоха настоящего ренессанса советской автомобильной школы. В это время советский автопром представлял множество инновационных идей, привлекательных концептов и интересных дизайнерских решений. В этом общем потоке свое место заняло и ижевское конструкторское бюро ГКБ-88.

Первый опытный образец, созданный в этом бюро, — двухдверный седан ЗИМА. Фото его сделано в зимний период, что добавляет ему особый колорит.

Перспективные проекты появились раньше серийных моделей. Так, первым был двухдверный рамный седан «ЗИМА-1» (Завод Ижевских Малолитражных Автомобилей). Затем ведущие конструкторы московского НАМИ представили концепт передового хэтчбека со сдвижными боковыми дверями, который напоминал стиль американского AMC Gremlin. Причем дизайнер Евгений Молчанов создал его еще за четыре года до появления «Гремлина» в США. Таким образом, отечественный проект опередил зарубежный аналог.

Образ «Гремлина» на советской земле создавался именно в Ижевске. За концепцией экстерьера «Комби» также стоит известный дизайнер Евгений Молчанов, а над проектом работали Юрий Долматовский и Владимир Арямов.

Несмотря на появление нескольких прототипов — ЗИМА-1, второй ЗИМА, концепт «Гремлин», проект внедорожника Иж-4 — ни одна из этих разработок не перешагнула стадию массового производства. В то время руководство оборонного ведомства, под чьим контролем находилось предприятие «ИжАвто», строго придерживалось устава и было сосредоточено на выполнении основной задачи — запуске серийного производства модели «Москвич». Исключение составило только один случай: создание «Комби».

Легенда №16

Интересная совпадность событий. Французская Renault, осуществляя строительство завода в Ижевске, в 1965 году впервые показала миру свой хэтчбек Renault 16. Уже через год проект «Москвича-408» со скошенной задней дверью был представлен специалистам ГКБ-88. Такое совпадение или нет — осталось загадкой.

Первая вариация будущего «Комби» имела переднюю часть, сходную с «Москвичом-408», и уникальную форму пятой двери, которая явно свидетельствовала о наличии хэтчбековых черт.

Эта модель имела удлиненную крышу, отличную от седановых прототипов, и более наклонную заднюю дверь, схожую с универсалом «Москвич-426». Следует отметить, что форма пятой двери, использованная на прототипе, не совпадала с финальной серийной.

В процессе доработки был представлен второй вариант «Комби», получивший измененную хромированную решетку радиатора и новую заднюю дверь. Также заметно, что дизайн головного света и решетка радиатора полностью копируют модель «Москвич-408». Фары фирмы FER, установленные на этих прототипах, — узнаваемый элемент, на их базе создавали музей подзарядных автофургонов и микроавтобусов, таких как РАФ и ЛИАЗ-677, что придает всему образу особый стиль.

Позже, во время выставки в Москве, был представлен еще один прототип с доработанной задней дверью, которая получила характерную ступеньку, и новой решеткой радиатора, а также однимаркерными фарами.

Окончательные решения по оптике приняли, когда использовали стильные прямоугольные фары фирмы FER из Восточной Германии, которые успешно устанавливались на разные модификации легковых и грузовых машин. Завершением образа стали подфарники и задние фонари, созданные ижевскими специалистами, — автомобиль стал выглядеть ярко и необычно, значительно отличаясь от привычных советских стандартов.

Путь к серийному производству, медленным шагом

Почему именно этим прототипам «Комби» удалось понравиться военному руководству? Оказалось, что военные тоже умеют считать. Несмотря на привлекательный внешний вид, новинка с прогрессивным кузовом обходилась в освоении весьма недорого, ведь по сути она базировалась на обычном «Москвиче» с минимальными доработками. В конструкции использовали усилители кузова, которые превращали передние и задние лонжероны в интегрированную раму, а также укрепленные рессоры для повышения грузоподъемности, и трансформируемый задний ряд сидений.

Этот образец примерно соответствовал будущему серийному варианту. Отличительная особенность — решетка радиатора со смещенной надписью ИЖ-1500, а кузов имел дополнительные усиления.

Что касается налаживания массового производства, то в иной экономике Запада или Японии таких машин начали бы выпускать сразу. Однако в условиях плановой системы СССР все происходило по утвержденному графику. Власти дали «зеленый свет» проекту «Комби», надеясь на экспортную прибыль, особенно в рамках программы «Автоэкспорт». Однако эти планы так и не были реализованы полностью. Налаживание серийного производства переносилось из-за приоритетности запуска основного конвейера Ижевского автозавода в 1970 году и последующего выпуска ключевых моделей, таких как «Иж-2175» в 1972-м. В итоге, долгожданный «Комби» начал массовое производство только в 1973 году, потеряв некоторую свежесть, хоть и оставшись актуальным с точки зрения стиля и технологий.

Несмотря на то, что «Комби» продолжали поставлять на экспорт, его доля на международных рынках была незначительной, намного меньше, чем у «Москвича». Основное применения модель находила внутри страны, особенно на родном заводе и рынке.

Большое путешествие

Большое путешествие

Легковой автомобиль в СССР считался почти обязательным атрибутом жизни — спрос был очень высоким, а производства не хватало на всю страну. Однако «Комби» отличался от обычных легковушек особым статусом.

Цвет «Охра золотистая» стал его фирменным маркетинговым знаком, что особенно ярко выражено на рекламных фотографиях. Представьте себе «Москвич» с мощностью 75 л.с., объемом 1,5 литра, с привлекательным дизайном и продуманной эргономикой внутри, — такой автомобиль был почти недостижим в СССР для большинства граждан.

Мультимедийный комплекс «Комби» включал радиоприемник «Урал-Авто-2» с антенной, его можно было снимать и слушать на природе. Это делало машину отличной платформой для активного отдыха, туризма.

Практичная пятая дверь с большим погрузочным проемом, раскладной диван, который превращался в двуспальную кровать для походных условий, вместительный трёхсекционный багажник — все это обеспечивало комфорт и удобство. Нижняя часть служила для инструментов и мелочей, средняя — для грузов, а верхняя — ограничивалась полкой, отделявшей салон от грузового трюма, что помогало снизить шум и повысить эстетику.

Ступенька на пятой двери позволила отказаться от установки отдельного стеклоочистителя. По характеристикам начала семидесятых — максимальная скорость около 140 км/ч, разгон до сотни чуть больше 30 секунд — это было вполне в рамках норм.

К тому же, качество сборки у ижевских «Москвичей», выпущенных на предприятии, созданном при помощи иностранных специалистов, было очень высоким, зачастую превосходящим московский завод. Стоимость автомобиля оставалась доступной — в середине 1970-х «Комби» стартовал примерно с 6746 рублей, что чуть дороже обычного «Москвича-412» на 370 рублей. Это было разумное вложение за многфункциональный, красивый и достаточно вместительный автомобиль, способный отправиться и в дальнее путешествие, и выполнять роль транспортного средства для перевозки сельскохозяйственных грузов, благодаря усиленным рессорам, позволяющим грузить кузов до уровня крыши.

На этом изображенном на чертеже — один из вариантов рестайлинга «Комби», который так и не был внедрен в массовое производство.

Объем производства, который портил внешний вид автомобиля, был крайне скромным — скорее, очень скромным. За почти десять лет, с 1973 по 1982 год, в Ижевске было собрано всего 66 489 единиц модели «Комби». В результате получается, что в год выпускалось менее восьми тысяч машин.

Преобразование в незатейливую модель

Преобразование в незатейливую модель

К уже существующим проблемам освоения новой модели добавились неожиданные трудности. Яркие немецкие фары и изобилие хромированных элементов корпуса оказались дорогими в условиях массового производства. Именно изначально привлекательный, «Комби», как и многие другие советские автомобили — вспомним хотя бы печальную судьбу ВАЗ-2106 — со временем утрачивает свою привлекательность и блеск. Обновленная версия «Комби» — Иж-21251 — представляет собой одновременное движение вперед и возвращение назад. Внешние дисковые тормоза, травмобезопасные утопленные ручки дверей, сиденья с подголовниками — все это несомненно положительные изменения. Однако черная пластиковая решетка радиатора и стандартные круглые фары лишили лифтбэк чуть ли не половины своей привлекательности.

Обновление Иж-21251 происходило постепенно. Вначале появились передние дисковые тормоза, но исчез хром с решетки и немецкие фары. Затем были внедрены утопленные ручки дверей, но пропали колпаки на колесах.

Дополнительно стоит исключить хромированные колпаки, яркие оттенки в палитре цветов кузова, стильные зеркала на передних крыльях. Поздние версии «Комби» вызывали грусть своим внешним видом, а к середине 80-х годов автомобиль, созданный еще в конце 1960-х, выглядел уставшим и отжил свое. Весьма удивительно, насколько подробно история «Комби» отражает реалии советского общества второй половины XX века. Изначально задуманный в последние годы хрущевской оттепели, ижевский лифтбэк вначале символизировал наступление новой жизни в СССР — жизни, где находилось место красивым вещам, продуманным решениям и автопутешествиям.

Особенности дизайна и технические характеристики

Кузов модели построен на платформе с чистыми линиями и эргономичной компоновкой. Передняя часть отличается плоской решеткой радиатора и прямоугольными фарами, интегрированными в конструкцию крыльев. Надглазурные боковые стекла и минималистичный профиль кузова способствуют снижению сопротивления воздуху и улучшению аэродинамики.

Общий размер: длина – 4,2 метра, ширина – 1,6 метра, высота – 1,5 метра. Колесная база составляет 2,3 метра, что обеспечивает стабильность и управляемость. Объем багажника достигает 300 литров при складывающихся спинках задних сидений, что расширяет возможности по транспортировке грузов и крупногабаритных предметов.

Подкапотное пространство занимает рядный бензиновый двигатель 1,6 литра мощностью 78 л.с., который работает в паре с механической коробкой передач на 4 скорости. Такой комплект обеспечивает средний расход топлива около 8 литров на 100 км по городу и 6,5 – по трассе.

Подвеска передняя независимая на рычагах типа Макферсон, задняя – полузависимая рессорная с вертикальными стойками. Обеспечивает комфорт при движении по неровностям и способствует устойчивости на поворотах. Для тормозной системы применяются дисковые механизмы спереди и барабанные – сзади, что поддерживает баланс между эффективностью и простотой обслуживания.

Рулевое управление устанавливается с усилителем с гидравлическим приводом, усилия делают вождение более четким и точным. Максимальная скорость – 150 км/ч, разгон до сотни занимает порядка 17 секунд. Максимальный грузоподъемность – 350 кг, масса в снаряженном состоянии – около 900 кг.

Конкуренция и место в автомобильном рынке СССР

Конкуренция и место в автомобильном рынке СССР

На советском автопроме модель, представленная в 1984 году, занимала нишу семейных грузопассажирских автомобилей. В сравнении с импортными аналогами, она предлагала комбинацию вместительности и экономичности, что делало её популярным выбором для сельских и городских условий.

Стратегия производства предусматривала конкуренцию с моделями, базирующимися на легковых платформах, таких как ВАЗ, ГАЗ и ЗАЗ. Уровень сборки и техническая оснащенность нового автомобиля позволяли выйти за рамки привычных стандартов своего сегмента, однако не всегда находили должное признание в массовом сегменте.

Ключевым преимуществом было использование агрегатов, совместимых с широкой сетью обслуживающих предприятий, что обеспечивало низкую стоимость эксплуатации и ремонт. На фоне ограниченного выбора по оснащению, модель могла конкурировать с более дорогостоящими аналогами за счет своих эксплуатационных достоинств.

В вопросе распределения сегментов рынка силовые показатели и просторность задавали оптимальный баланс, позволяя выделяться на фоне городской городской и сельской техники. Специальное позиционирование в сегменте грузопассажирских автомобилей создавало условия для привлечения внимания тех, кому требовалась универсальность и надежность.

Отзывы владельцев и отзывы специалистов

Многие владельцы отмечают простоту конструкции и привлекательную динамику на дороге. За счет небольшого веса и надежного шасси седаны с кузовом универсал обеспечивают автоматическое управление, которое приятно удивляет при эксплуатации в городских и загородных условиях. Владелец, Алексей, подчеркнул, что при правильной настройке подвески автомобиль демонстрирует хорошую управляемость и стабильность на неровных дорогах.

Обратная связь специалистов концентрируется на силовой агрегатной базе, которая отличается минимальными затратами на обслуживание и ремонт. Мастера отмечают, что двигатель легко поддается рестайлингу и есть возможность установки других вариантов двигателей, что расширяет возможности модификации автомобиля.

По мнению экспертов, кузовные панели сделаны из сравнительно качественного металла, что обеспечивает долгий срок службы при грамотной эксплуатации. Однако выделяют необходимость регулярно проверять состояние кузова на коррозию, особенно в районе дверных проемов и порогов, где у машин с этой платформой часто появляется ржавчина.

Владельцы часто проводят замену штатных амортизаторов более современными и жесткими моделями, что значительно повышает устойчивость на скоростных участках. Заметно улучшается управляемость и точность реакции на тахометре при этом улучшении.

Некоторые специалисты рекомендуют уделять особое внимание топливной системе, так как загрязнения и низкокачественное топливо могут способствовать ускоренному износу инжекторных узлов и насосов. Регулярные проверки и своевременное обслуживание позволяют увеличить ресурс агрегата и снизить риск поломок.

Общая оценка подтверждает, что при грамотном подходе и своевременной профилактике автомобиль демонстрирует достойные показатели по долговечности и безопасности, а низкая стоимость содержания делает его привлекательным выбором для тех, кто ищет практичное и экономичное решение.

Современное состояние коллекционной ценности модели

Современное состояние коллекционной ценности модели

На сегодняшний день интерес к классическим автомобилям данного сегмента продолжает расти среди коллекционеров и автолюбителей, особенно в странах СНГ. Текущие рыночные цены на образцы с минимальным пробегом и оригинальной комплектацией достигают отметок, превышающих стоимость новых автомобилей массовых марок, иногда в 3-4 раза. Внутренний розыск по истории владения и полноте оригинальных деталей существенно влияет на цену: полностью сохранённые экземпляры без ремонта и вместо новых деталей требуют особого внимания.

Классические модели из периода 80-х годов оценивают с учётом их технического состояния, соответствия заводским стандартам и наличия документации. Например, машины с оригинальной окраской, без следов коррозии и с полностью рабочими агрегатами могут добиться ценности, сравнимой с редкими моделями другого производства того времени. Особое значение имеет подтверждение подлинности документов, подтверждающих заводской выпуск и происхождение автомобиля.

В рамках современных коллекционных рынков отмечается повышенный интерес к оригинальным комплектациям, включая штатную электрику, интерьеры и заводскую электропроводку. Восстановление экземпляра до заводского вида при сохранении оригинальных деталей способствует значительному росту стоимости. Среди наиболее престижных коллекционеров ценятся образцы, принадлежавшие к ограниченным партийным выпускам или экспортным версиям, которые зачастую встречаются редко.

Для оценки текущей ценности рекомендуется обращаться к специализированным аукционам, каталогам и форумам, где публикуются актуальные цены и описание текущего спроса. Конечная стоимость также зависит от географической удалённости рынка, его объема и уровня заинтересованности среди участников. Экспертная консультация по определению степени сохранности и оригинальности модели поможет точнее определить её рыночную стоимость и стратегию продажи или приобретения.

Еще записи из этой же рубрики
error: Content is protected !!